ШКОЛА: трудности
ДЕТСКИЙ САД: развитие

Речевое развитие ребенка

Речь каждого ребенка формируется по индивидуальному графику с учетом времени его появления на свет, состояния здоровья, наследственности, окружения и других факторов. Но есть определенные нормы развития речи у детей разного возраста. Рассмотрим же их.
Речевые навыки ребенка в 1 год

Активный словарный запас годовалого ребенка составляет 8-10 слов. При этом слов, которые он знает, но пока не может произнести, гораздо больше: он может по просьбе взрослых принести или показать предметы, названия которых слышит каждый день: кружку или ложку, любимую игрушку, книгу и т. д.
Для речевого развития ребенка в 1 год с ним полезно играть в пальчиковые игры, заниматься артикуляционной гимнастикой, читать книги, рассказывать об окружающем мире, показывая и четко называя разные предметы.
Речевые навыки ребенка в 2 года

За второй год жизни словарный запас ребенка расширяется до 20 — 50 слов. В разговоре со взрослыми и детьми он использует простые предложения из 2-3 слов. Если раньше ребенок заменял сложные для него слова «облегченными» («пе» вместо «печенье», «ки» вместо «кошка» и т. д.), то в 2 года он начинает произносить их правильно. В речи появляются прилагательные, местоимения. Ребенок начинает задавать вопросы.
С 2 до 3 лет ребенок осваивает навыки изменения слов, построения предложений. В этом возрасте особенно важно показывать ему примеры правильной речи: читать классические детские произведения, рассказывать сказки. В развития артикуляции важную роль играет мелкая моторика, поэтому в программу занятий обязательно нужно включать лепку из пластилина и теста, сборку паззлов и конструкторов, пальчиковые игры и т. д.
Речевые навыки ребенка в 3 года

В 3 года ребенок уже знает от 250 до 700 слов. Он может выразить словами свои потребности, эмоции. Предложения становятся более сложными и длинными, речь начинает обогащаться интонациями, мимикой. Ребенок все активнее использует глаголы, учится изменять слова по родам, падежам, временам. При этом некоторые звуки (особенно [р], [щ], [ч]) пока еще могут даваться ребенку с трудом.
Чтобы активизировать речевое развитие ребенка, нужно не только рассказывать ему об окружающем мире, читать и рассказывать сказки, но и просить его описать увиденное, составить простой рассказ по картинкам, словесно выразить свои эмоции. 3-летке стоит загадывать простые загадки, объяснять смысл часто употребляемых пословиц и поговорок.
Речевые навыки ребенка в 4 года

Словарный запас 4-летки составляет от 1 000 до 2 000 слов. В этом возрасте ребенок активно познает окружающий мир с помощью речи, постоянно задавая окружающим вопросы, комментируя свои и чужие действия. Осваивая нормы словообразования, дети удивляют взрослых собственными неологизмами («журчей», «рукти», «стрекозел» и т. д.).
В 4 года речь ребенка становится эмоционально окрашенной. Разговаривая, он активно использует мимику, интонации, жесты.

Занимаясь развитием речи у детей 4 лет, нужно расширять их словарный запас, отвечая на вопросы и комментируя все происходящее вокруг. Если ребенок ленится и продолжает по привычке сокращать и искажать произношение сложных для него слов, нужно мягко исправлять его.
Для улучшения артикуляции нужно по-прежнему уделять внимание развитию мелкой моторики. При этом стоит отдавать предпочтение творческим занятиям – например, лепить из пластилина и теста сюжетные сценки, сочиняя вместе с ребенком интересные истории.
Речевые навыки ребенка в 5 лет

К 5 годам ребенок осваивает более 3 000 слов. Он использует в речи сложные предложения разных типов, причастные и деепричастные обороты. В его словарном запасе присутствуют все части речи, он может контролировать громкость голоса, менять ускорять и замедлять речь.
5-летка может выразительно рассказать короткое стихотворение, объяснить значение знакомых ему слов и выражений. Он способен составить рассказ по картинке, пересказать услышанное. К 5-6 годам ребенок должен четко произносить все звуки, включая [р] и [л]. Если речь к дошкольному возрасту все еще нечеткая, необходима помощь логопеда.
Главная цель развития речи детей дошкольного возраста – обучение связному и логичному построению речи, обогащение словарного запаса. Он должен освоить принципы изменения слов по падежам и родам, правильную расстановку ударений. Для этого подходят упражнения ив игровой форме: подбор синонимов и антонимов, классификация предметов по разным признакам, разгадывание загадок, составление предложений и т. д.
Далеко не у всех родителей есть возможность заниматься с ребенком столько, сколько нужно для его полноценного речевого развития. Поручите это непростое дело специалистам SlamiKIDS, которые отлично знают особенности и потребности детей разного возраста.

Комментарии запрещены.

ДОСУГ: отдых семьей
ПСИХОЛОГИЯ: важное