ШКОЛА: трудности
ДЕТСКИЙ САД: развитие

Минимальная мозговая дисфункция

К неотъемлемым свойствам здорового детства относятся высокая внутренняя и внешняя подвижность, веселье и радость от движения, живая мимика и жестикуляция, незаторможенное внимание ко всякому новому явлению, любознательность, впечатлительность.

Но как часто мы встречаем детей с повышенной двигательной активностью, выходящей за рамки возрастных норм. При этом развитие детей и преодоление их каждодневных проблем затруднены. Такие дети беспокойны, непоседливы, сверх меры разговорчивы, рассеянны, неаккуратны, в школе невнимательны, двигательно расторможены и являются нарушителями спокойствия в школе. Лишь на короткое время их активность можно ограничить уговорами, страхом перед наказанием или самим наказанием.

Такая чрезмерная активность обусловлена психогенными или органическими причинами. Из психогенных факторов нужно упомянуть психологические последствия хронических заболеваний, особенно длительных и тяжелых, при которых ребенок находится в исключительной по сравнению со здоровыми сверстниками ситуации. Будучи ослабленным, он легче впадает в беспокойство и панику. Из органических поражений в первую очередь следует назвать отдаленные последствия родовой травмы, которую иногда могут не заметить в родильном доме, реже это травмы черепа при несчастных случаях или перенесенные заболевания мозга.

Чаще всего таким детям ставят диагноз «минимальная мозговая дисфункция». По разным оценкам, от 20 до 70 % детей имеют остаточные явления перинатальной энцефалопатии — различные нарушения деятельности центральной нервной системы (головного и спинного мозга), вызванные действием неблагоприятных факторов, чаще всего гипоксии, во время внутриутробного развития, в период родов или в ранние сроки после рождения. Обычно родители расценивают эти признаки как «плохой характер», ошибки воспитания или признаки школьных трудностей, как дурные привычки, обусловленные педагогическими промахами, или как невроз. Но очень часто истинная причина этого — незамеченные или недолеченные последствия энцефалопатии.

Что же такое минимальная мозговая дисфункция и как она проявляется? Как правило, у ребенка отмечаются легкие нарушения моторики (он неловкий), общее беспокойство (не сидит на одном месте, вертится, крутитcя , ерзает), он не может сконцентрировать внимание, постоянно отвлекается. У таких детей часто отмечаются нарушения речи (ребенок заикается, лепечет или патологически болтлив), могут быть легкие нарушения слуха, повышенная раздражительность, легкая смена настроения, нарушение дистанции в общении со взрослыми, нарушения в оценке межличностных отношений, плохое приспособление к ситуации.

Для таких детей характерны нарушения обучаемости и поведения в школе: несмотря на хороший интеллект, плохая успеваемость, специфические нарушений в устном счете и в написании чисел, плохой почерк, множество «глупых» ошибок при правописании. В дошкольном возрасте наблюдаются нарушения игровой деятельности. В школьном возрасте возникают проблемы с учителями в связи с двигательной расторможенностью, повышенной отвлекаемостью, склонностью к сознательным нарушениям дисциплины и шутовским выходкам. У таких детей могут чередоваться агрессивное и пугливое поведение, возникать трудности в общении с товарищами и близкими, часто наблюдается энурез(ночное недержание мочи). В отдельные периоды школьного обучения можно сделать следующие наблюдения.

В первом классе дети могут не проявлять нарушений при обучении чтению методом целого слова, но в дальнейшем могут появиться выраженные нарушения чтения, отмечаться неприязнь к чтению, трудность в синтезе трех и более букв, при письме отмечаются случайная замена букв и цифр, бессмысленные ряды из букв, слитное написание отдельных слов, неправильное направление письма — справа налево.

Комментарии запрещены.

ДОСУГ: отдых семьей
ПСИХОЛОГИЯ: важное